Республика Мордовия
Чамзинский муниципальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка
Доклад
на тему: «Особенности работы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении»
.
Учитель ОБЖ МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка
Павлинов Евгений Юрьевич
2019г.
Особенности работы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении
“Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!”
В.А. Сухомлинский
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Прошло 74 года, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить.
И это не случайно. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
При проблемно-ориентированном анализе ситуации, был проведен социологический опрос обучающихся по вопросам отношения к социальной общественно-значимой деятельности, школьники ответили на вопросы анкеты «Патриотизм – это …».
После анализа опроса была выявлена приоритетная проблема: нежелание некоторых подростков участвовать в социальной общественно-значимой деятельности, недостаточный престиж службы в армии в глазах подростков, недопонимание всеми обучающимися значения патриотизма.
Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы в нашем лицее является патриотическое воспитание школьников, формирование и развитие патриотических чувств.
Задача нас педагогов – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, прошлому своего народа, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу и внимание. Выполнение задач патриотического воспитания в лицее возможно через включение обучающихся в мероприятия патриотической направленности.
Нами поставлена цель патриотического воспитания: обеспечить проведение комплексных мероприятий, направленных на формирование патриотизма и развитие чувства гражданского долга у обучающихся.
Определены задачи:
- проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания молодежи;
- утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, военной службы;
- создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству честному выполнению долга и служебных обязанностей;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
Актуальность патриотической деятельности в лицее: определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству как важного направления деятельности, основанной на научных положениях и принципах, а также условии, обеспечивающих эффективность ее функционирования как единой, комплексной постоянно развивающейся системы.
Духовно-нравственные ценности, формируемые патриотическим воспитанием:
- приоритет общественно-государственных интересов над личными;
- уважение к нравственным нормам;
- сознательное отношение учащихся к духовным и семейным ценностям;
- патриотизм, преданность своему Отечеству;
- преемственность, сохранение и развитие лучших традиций русского народа;
- самоотверженность и способность к преодолению трудностей;
- гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
Направления патриотического воспитания:
- военно-патриотическое;
- историко – краеведческое;
- культурно – патриотическое;
- спортивно –патриотическое;
Создание системы патриотической работы в лицее предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система патриотического воспитания включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины.
Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа, учатся любить свой край, свою Родину.
В среднем и старшем звеньях общеобразовательного учреждения функционирует поисковый отряд «Юные следопыты» 5-11 классов. Работа поискового отряда происходит на база школьного краеведческого музея.
Деятельность поискового отряда отражается на школьном стенде.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения.
На занятиях по ОБЖ старшие школьники знакомятся со спецификой воинского дела, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. На уроках используются примеры из героического прошлого российской армии с целью воспитания у старшеклассников любви к Вооружённым Силам. На занятиях по огневой подготовке используется возможность показать превосходство российского стрелкового оружия. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально - боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины. Военно-полевые сборы служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Направление «Культурно - патриотическое» включает в себя мероприятия:
- празднования памятных дат, проведение викторин, конкурсов, организация выставок, просмотров кинофильмов патриотической направленности;
Направление «Военно-патриотическое» включает мероприятия месячника оборонно-массовой работы; мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над могилами ветеранов Великой Отечественной войны; выставление почетного караула, возложение гирлянды Славы; участие в акции «15 дней до Победы»; «Георгиевская ленточка»; участие в митингах; проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами войны; участниками боевых действий.
Направление «Спортивно-патриотическое»:
- Ежегодно школьники участвуют в военно-спортивных играх «Зарница», «ДЮП», в соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.
Такие игры оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины
Историко-краеведческое направление - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве.
В музее оформлен стенд «Великая Отечественная война 1941-1945гг., рассказывающий ребятам о дороге к Победе, о пионерах-героях, о маршалах войны, о героических подвигах людей
Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”
Вся работа, проводимая в лицее, по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в лицее с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы ни один выпускник школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. При встрече с выпускниками, которые проходят службу в армии, курсантами военных училищ приятно слышать лестные отзывы о нашей работе в лицее по военно-патриотическому воспитанию.
Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют в уроках мужества, Днях воинской славы, в военно-спортивных играх, соревнованиях, акциях, участвуют в работе поискового отряда и других мероприятиях патриотической направленности.
Наши дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
|