МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Дубенский муниципальный район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кочкуровская средняя общеобразовательная школа имени
Народного учителя Дергачева С. И.»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Кочкуровская СОШ»
_______/Киселева Л. В.
« » августа 2022 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Кочкуровская СОШ»
_______/Шлабина В. В.
« » августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Технология»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Павлинов Евгений Юрьевич
учитель технологии
с. Кочкурово 2022г.
Рабочая программа по технологии для 8 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по курсу «Технология» для 5 – 9 классов (Москва, Просвещение 2019 год), составленной авторским коллективом Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. (стандарты второго поколения), содержание которых соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Технология» для 6 класса, авторы Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., Москва, Просвещение 2019
Курс рассчитан на изучение в 8 классе технологии в течение 34 учебных недель в году, общим объёмом 34 учебных часов (из расчёта 1 час в неделю).
В рабочей программе изменений нет.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
планирование образовательной и профессиональной карьеры;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметные результаты:
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
виртуальное и натуральное моделирование технических объектов и технологических процессов;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и сознательного труда.
Предметные результаты:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчет себестоимости продукта труда;
примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:
фронтальная, индивидуальная и групповая.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Домашняя экономика (22 часа)
Тема 2. Я и наша семья
Понятие семья, её функции, потребности Потребности семьи, правила покупок Назначение торговых символов, этикеток, штрих-кода Основы рационального питания, распределения расходов.
Источники семейных доходов и бюджет семьи. Потребности человека. Минимальные и оптимальные потребности членов семьи. Потребительская корзина одного человека и семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров.
Потребительские качества товаров и услуг. Планирование расходов семьи. Правила поведения при совершении покупки. Права потребителя и их защита.
Подбор на основе анализа рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Формирование потребительской корзины семьи с учетом уровня доходов ее членов и региональных рыночных цен.
Варианты использования приусадебного участка, нормы потребления и урожайность.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Оценка имеющихся и возможных источников доходов семьи. Планирование недельных, месячных и годовых расходов семьи с учетом ее состава. Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи.
Анализ качества и потребительских свойств товаров. Выбор способа совершения покупки. Положения законодательства по правам потребителей.
Планирование возможной индивидуальной трудовой деятельности: обоснование объектов или услуг, примерная оценка доходности предприятия.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Уметь:планировать, вести учет доходов и расходов, планировать покупки собирать информацию о товаре, разбираться в полученой информации,рациональное ведение
домашнего хозяйства, рассчитывать количество садово-огородных культур, нормы потребления и урожайность.
Раздел 2. Электротехника
Тема 13. Электрические измерительные приборы
Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические обозначения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о ее принципиальной схеме. Виды проводов. Инструменты для электромонтажных работ. Установочные изделия. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.Историюразвития энергетики, виды энергии, техникубезопасности Устройства защиты,
электроизмерительные приборы Принцип работы элекроосветительных приборов
Устройство, назначение,правила работы бытовых нагревательных приборов, электропечей, электрических двигателей, пылесосов, стиральных машин, холодильников, швейных машин
Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Чтение простой электрической схемы. Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследование работы цепи при различных вариантах ее сборки.
Электромонтажные работы: ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами; выполнение упражнений по механическому оконцеванию, соединению и ответвлению проводов.
Подсоединение проводов к электрическому патрону, выключателю, розетке. Ознакомление с видами и приемами пользования электромонтажными инструментами. Монтаж проводов в распределительной коробке. Изготовление удлинителя. Использование пробника для поиска обрыва в цепи. Проверка пробником соединений и проводов в простых электрических цепях.
Раздел3. Технологии ремонтно-отделочных работ.
Тема 25. Ремонт оконных и дверных блоков.
Виды ремонтно-отделочных работ. Современные материалы для выполнения ремонтно-отделочных работ в жилых помещениях. Инструменты и приспособления для выполнения малярных работ.
Правила безопасной работы при окрашивании поверхностей.
Назначение и виды обоев. Виды клеев для наклейки обоев. Технологии наклейки обоев встык и внахлест.
Способы размещения декоративных элементов в интерьере.
Профессии, связанные с выполнением ремонтно-отделочных и строительных работ.
Способы решения экологических проблем, возникающих при проведении ремонтно-отделочных и строительных работ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку: заделка трещин, шпатлевание, шлифовка. Подбор и составление перечня инструментов. Выбор краски по каталогам. Окраска поверхностей. Подбор обоев по каталогам и образцам. Выбор обойного клея под вид обоев. Наклейка различных типов обоев (на лабораторных стендах).
Выполнение эскизов оформления стен декоративными элементами.
Оформление эскиза приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.
Раздел 4. Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Тема 33. Выбор, оформление и изготовление творческого проекта
Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг.
Обоснование конструкции изделия и этапов ее изготовления.
Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Творческие методы поиска новых решений: морфологический анализ, метод фокальных объектов. Экспертные методы сравнения вариантов решений.
Методы поиска научно-технической информации. Применение ЭВМ для поиска информации и формирования базы данных.
Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при проектировании изделий. Классификация производственных технологий. Технологическая и трудовая дисциплина на производстве.
Методы определения себестоимости изделия. Производительность труда. Цена изделия как товара. Основные виды проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Экономическая оценка стоимости выполнения проекта.
Примерные темы практических работ
Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Обоснование идеи изделия на основе маркетинговых опросов. Поиск необходимой информации и создание баз данных с использованием ЭВМ.
Коллективный анализ возможностей изготовления изделий, предложенных учащимися. Выбор видов изделий. Конструирование и дизайн-проектирование изделия с использованием компьютера, определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.
Изготовление деталей и контроль их размеров. Сборка и отделка изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда, ее сравнение с возможной рыночной ценой товара. Разработка варианта рекламы. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№№
п/п Наименование разделов и тем Всего часов Из них Дата проведения урока
теория практика план факт
1 Вводное занятие. Инструктаж по охране труда 1 1 01.09
2 Домашняя экономика (22 часа)
Я и наша семья
Практическая работа. Ресурсы семьи 11 1 08.09
3 Семья и бизнес.
Практическая работа. Составление перчня товаров и услуг 1 15.09
4 Потребности семьи.
Практическая работа. Расчет затрат на приобретение вещей 1 22.09
5 Бюджет семьи
Практическая работа. Разработка проекта по снижению затрат на коммунальные услуги 1 29.09
6 Бюджет семьи
Практическая работа. Разработка проекта по снижению затрат на коммунальные услуги 1 06.10
7 Накопления. Сбережения. расходная часть бюджета.
Практическая работа. Разработка проекта увеличения доходной части семейного бюджета. 1 13.10
8 Маркетинг в домашней экономике. Реклама товара.
Практическая работа. Разработка товара для производства в условиях семьи и рекламы к нему. 1 20.10
9 Трудовые отношения в семье.
Практическая работа. Разработка графика недельной занятости членов семьи. 1 10.11
10 Экономика приусадебного участка.
Практическая работа. Расчет площади, необходимой для выращивания садово-огородных культур для семьи. 1 17.11
11 Информационные технологии в домашней экономике. 1 24.11
12 Коммуникации в домашней экономике
Практическая работа. Составление текста делового письма. 1 01.12
13 Раздел 2. Электротехника
Электрические измерительные приборы
Практическая работа. Ознакомление с устройством и изучение правил пользования авометром. 12 1 08.12
14 Однофазный переменный ток.
Практическая работа. Изучение устройства трансформатора. 1 15.12
15 Трёхфазная система переменного тока 1 22.12
16 Выпрямители переменного тока.
1 12.01
17 Квартирная электропроводка. 1 19.01
18 Бытовые нагревательные
приборы и светильники.
Практическая работа. Изучение устройства утюга 1 26.01
19 Бытовые электропечи.
Практическая работа. Ознакомление с работой СВЧ-печи. 1 02.02
20 Электромагниты и их применение. 1 09.02
21 Электрические двигатели.
Практическая работа. Ознакомление с работой асинхронного элекродвигателя однофазного тока 1 16.02
22 Электрический пылесос. Стиральная машина.
Практическая работа. 1 02.03
23 Холодильники.
Практическая работа. Ознакомление с устройством и работой холодильника. 1 09.03
24 Швейная машина.
Практическая работа. 1 16.03
25 Раздел 3. Технологии ремонтно-отделочных работ.
Ремонт оконных и дверных блоков
Практическая работа. 4 1 23.03
26 Ремонт дверей.
Практическая работа. Ремонт дверей 1 06.04
27 Технология установки дверного замка.
Практическая работа. Установка врезного замка 1 13.04
28 Утепление дверей и окон.
Практическая работа. 1 20.04
29-33 Раздел 4. Технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Выбор, оформление и изготовление творческого проекта 5 5 27.04
04.05
11.05
18.05
25.05
34 Презентация проектной работы 1 1
Итого:
34 12 22
|